Самый быстрый путь к желаемому результату – делать то,

что боишься и не бояться проиграть. Только вперёд!

– Роман Винилов

Весь список статей

Синдром родительского отчуждения

Синдром отчуждения родителя (PAS) впервые был описан американским судмедэкспертом, психиатром и автором книги «Психотерапия детских проблем» Ричардом Гарднером в 1985 году.

Его работа исследует влияние конфликтов в семье на психику ребенка. Речь идет о конфронтациях, в которых проявляется ненависть родителей по отношению друг к другу. Ребенок же, в свою очередь, является оружием одного из них (или обоих) в этой в ожесточенном противостоянии. Согласно Гарднеру, дети зачастую применяются как инструмент для нанесения психологических травм одним родителем другому.

При непосредственном участии одного из родителей ребенок меняет свое поведение в отношении второго, зачастую проживающего на другой территории (например, после развода). Дети проявляют ко второму родителю (чаще всего — к отцу) чувство, похожее на ненависть, сторонятся общения с ним. Из-за этого взрослый испытывает эффект отчуждения — тяжелое состояние, которое зачастую перерастает в депрессию, а иногда приводит и к более тяжелым последствиям.

Но, что не менее важно, родительское отчуждение негативно влияет и на психику детей, оставляя отголоски на всю оставшуюся жизнь.

Ребенок ненавидит родителя

На протяжении 20 лет доктор Ричард Гарднер исследовал разводы и влияние расставания родителей на детей, а в начале 1980-х обратил внимание новые для себя закономерности. Многие дети крайне негативно высказывались об одном из своих родителей — в основном это были нападки на отца с подачи матери. На первый взгляд, мать «программировала» ребенка на плохое отношение к отцу, чтобы выиграть спор об опекунстве. В дальнейшем психиатр описал ряд историй, которые заставили его в этом сомневаться. Он описывал исследования в статьях, книгах и на лекциях.

Пример № 1. Ребенок с уверенностью заявляет, что ненавидит отца, но не может назвать конкретных причин и обещает рассказать об этом в следующий раз. Когда его попросили задуматься о причинах, он назвал довольно смешную — отец принимает пищу слишком громко. Также, по признанию ребенка, папу стоит ненавидеть за то, что он запрещает перебивать его во время разговора и делает это слишком часто. Этих доводов достаточно для того, чтобы хотеть никогда больше не видеть своего ближайшего родственника. Когда доктор привел эти причины матери ребенка, она ответила: «Если мой ребенок так говорит, значит он так чувствует, я уважаю его мнение».

Пример № 2. Ребенок заявляет, что не хочет больше видеть отца и ненавидит его потому, что он избивал мать. При этом сам он никогда не видел и не слышал ничего такого, а из примеров смог привести только один случай, когда из комнаты доносился непонятный шум. О том, что папа бьет маму, ребенку известно только с ее слов, хотя сам отец это отрицает. Других примеров привести не может. По мнению ребенка, «мама врать не станет», а отец — «полный врун». Кроме того, мама рассказывает, что папа не дает денег, а они находятся в плачевном финансовом положении. При этом наличие чеков о переводах ребенок игнорирует, называя их подделками.

Пример № 3. Ребенок уверяет, что никогда больше не захочет видеть отца, даже если проживет 1000 лет. При этом он уверен, что отец должен оплачивать его обучение. По мнению ребенка, это честно, потому что: «Папа — подлый, я его ненавижу, он делал плохие вещи, когда жил с нами». В доказательство приводит случай, когда родитель не повел его в зоопарк, хотя известно, что помешала плохая погода: животные не выходят из укрытий из-за холоди и снегопада. Поэтому отец должен платить деньги — он заслужил.

Доктор Ричард Гарднер видел в этих случаях рефлекторную поддержку явно абсурдных аргументов.

Оружие в руках женщин

Описывая процесс «программирования», психиатр обнаруживал психическое давление на ребенка, исходящее от воспитывающего родителя. Это, без преувеличения, эмоциональное насилие, направленное на разрыв связи со вторым родителем. Гарднер использовал для описания отчуждения термин «кампания очернения», и он похож на политическую игру: один человек распространяет негативную информацию о втором. Так как один из родителей (чаще всего мать) становится опекуном после развода и постоянно находится с ребенком под одной крышей, ему намного проще очернять второго. Зачастую в очернении очень мало правды, в основном — ложь и субъективная оценка, выгодная только одному.

Конечно, агрессорами в плане отчуждения второго родителя иногда выступали и отцы, но, по статистике Гарднера, их доля составляла 10-15%. Партнера, использующего манипуляцию для изоляции бывшего супруга от ребенка, психиатр предложил называть «отчуждающим родителем», второго — «отчужденным». По сути, первый программирует ребенка против второго, которого, в свою очередь, правильно воспринимать как жертву (наравне с ребенком).

Доктор Гарднер однозначно не объяснял, почему агрессором чаще всего выступает жена. Но в этом явно прослеживается закономерность, причем гендерная.

Вред психике

К сожалению, синдром, о котором мы говорим, приводит к развитию у детей к специфического психического расстройства. Взрослые не осознают, что втягивают ребенка в игры, к которым его душевная организация не готова.

Результатом становится разрушение связей между ребенком и родителем-жертвой. От прежней любви и привязанности не остается и следа, появляется ненависть и воинственный настрой. Жена (или муж) в данном случае преследует единственную цель: разрушить привязанность ребенка к другому родителю, чтобы нанести последнему максимальный психологический ущерб. Ассортимент манипуляций огромный. Родитель даже прибегает шантажу и откровенной лжи, похожей на телевизионную пропаганду.

Конечно, эти манипуляции далеко не всегда осознанны и часто являются результатом эмоциональной нестабильности. Супруги часто начинают по-настоящему ненавидеть друг друга в браке и не задумываются о методах ведения войны.

По Гарднеру, в изоляции ребенка от родителя виноваты несколько процессов:

  1. Проявления ненависти и враждебности от первого родителя, выражаемое в прямых негативных высказываниях в адрес второго.
  2. Привязанность ребенка к родителю-агрессору, с которым он проживает. В непростой эмоциональной обстановке ребенок переживает зависимость и быстро перенимает риторику агрессора.

Несмотря на то, что само отчуждение ребенка и второго родителя может быть неосознанным желанием родителя-агрессора, часто это обдуманное деятельность. Кроме того, в любом случае сами методы давления (когда ребенка буквально заставляют думать и говорить плохо о папе/маме) являются ничем иным как насилием над душевной организацией ребенка.

Согласно Ричарду Гарднеру, о синдроме отчуждения могут говорить следующие факторы:

  1. Ребенок перестает чувствовать ценность отчуждаемого родителя, уходит в отрицание значимости его фигуры, оскорбляет его, говорит с неуважением, утрачивает чувство любви.
  2. В голове ребенка есть отговорки, оправдывающие плохое отношение к папе/маме. Чаще всего это незначительные вещи, которые легко опровергаются логически.
  3. Ребенок не сомневается в своих действиях и словах. Он ослеплен ненавистью, которая воспринимается чуть ли не единственным доказательством истинной любви ко второму родителю.
  4. Он абсолютно уверен в том, что его ненависть к отчуждаемому родителю сформирована им самим и основана на личных суждениях, а не на убеждениях родителя, который его воспитывает.
  5. Родителя-агрессора он не воспринимает таковым. Наоборот — чувствует угрозу именно от второго родителя и пытается защитить от нее своими действиями первого.
  6. Сострадания и жалости к отчуждаемому родителю нет. Своей вины в его страданиях ребенок не видит.
  7. Риторика ребенка неосознанно перенимает слова, определения и выражения, которые исходят от родителя, с которым он проживает. Ребенок не понимает того, о чем говорит. Он не мог быть свидетелем некоторых ситуаций, о которых рассуждает. При этом он в точности цитирует то, что слышал от родителя и безусловно верит в это. Также он может и сам додумывать/выдумывать ситуации, которых не было.
  8. Отчуждению со стороны подвергается не только сам родитель, но и все, что с ним связано: его вещи, его жилье и другая собственность, родственники, домашние животные — все, что угодно.

Степени отчуждения

Американский психиатр подразделил отчуждающее поведение на степени — от легкой к тяжелой. Последняя сопровождается значительными психологическими проблемами и обусловлена одержимой ненавистью со стороны родителя-агрессора.

Из-за всей вышеописанной специфики поведения воспитывающего родителя одной из особенностью его действий также является всеобъемлющий контроль над ребенком. Изоляция ребенка от второго родителя становится настолько навязчивой идеей, что бывшая жена/муж не останавливается ни перед какими методами, включая обвинения в насилии (в том числе и сексуальном) — как над собой, так и над ребенком — угрозах и преследовании. Поэтому обращение в полицию и другие учреждения становятся лишь делом времени.

Также очень многие матери меняют документы ребенка, чтобы изменить его фамилию на свою (если прежде была фамилия отца). Многие переезжают, не оставляя информации о своем новом месте жительства.

Чаще всего, если говорить о сложных случаях отчуждающего поведения, наблюдаются серьезные психические расстройства. Поэтому без понимания душевного состояния родителя-агрессора сложно до конца понять его мотивы.

Последствия

Синдром родительского отчуждения серьезно влияет на психику ребенка. Для раннего возраста характерны появления новых страхов, кошмарные сны, неврозы и поведенческие расстройства. Ребенка преследуют соматические проявления.

В более взрослом возрасте психологические проблемы проявляются в низкой самооценке и отсутствии амбиций. Подростку сложно начинать строить самостоятельную жизнь, так как он находится в эмоциональной зависимости от родителя. Со вторым же родителем зачастую отношения оказываются разрушены навсегда, хотя у ребенка остается не реализованная потребность в его любви. Если ребенок со временем осознает, что произошло, это вряд ли поможет. Напротив — он может прекратить отношения и с другим родителем, который воспитывал его и провоцировал на ненависть.

Во время взросления человека последствия синдрома родительского отчуждения выражаются в сложностях при возникновении близости и первых сексуальных отношений. Также нередко возникают самые разные расстройства: депрессия, тревожное расстройство, зависимости и другие.

Сложно вообразить, какой психологический урон получает родитель, от которого отрекается родной ребенок. Очень многие не могут оправиться от подобной травмы всю оставшуюся жизнь, переживают депрессию, попадают в различные зависимости и даже доходят до суицида.

Огромной проблемой современной России является то, что синдром родительского отчуждения практически никак не обсуждается — ни на телевидении, ни в интернете. Это особо актуально в свете российской статистики разводов и направленности решений об опекунстве детей.


Роман Винилов

Роман Винилов
Основатель проекта, психолог и коуч

Что ещё говорят люди, которые прошли обучение?

Евгений Л.
34
Сызрань
Жизнь казалась скучной. Внутри была тревога. Обратился к психологу Роману по своим страхам и трудностям в развитии. Уже в процессе консультирования внутри меня что-то поменялось. У меня пропали уныние и апатия, стал чувствовать себя легко и свободно. За несколько консультаций мы добились хороших результатов - качественные внутренние изменения во мне
Роман Р.
33
Москва
Первый раз пришел к Роману с конкретной проблемой, и уже на следующий день после консультации появились первые признаки преодоления сложностей. Проблема была в бизнесе: страх лидерства и руководства командой. Роман помог понять в чём причины проблемы и показал, как их можно исправить. Я прокачал навыки коммуникации, управления группой людей
Сергей Ф.
31
Самара
Консультация прошла в очень комфортной обстановке. Меня выслушали и дали качественную обратную связь. Я получил ответы на все свои вопросы и, самое главное, чёткое виденье решение своей проблемы. После консультации у меня всё наладилось в работе и личных делах. Моя проблема былв в страхе выйти за рамку комфорта. Детально проработали мой жизненный сценарий
Никита Н.
31
Новосибирск
В 2009 году попал на обучение к Роману. Дальше пошёл мой эффективный рост: преодолел свои страхи, понял чего хочу от жизни. Нашёл девушку своей мечты. И теперь работаю в команде самого Романа. Моё развитие стало эффективным и тепеь я точно понимаю чего хочу от жизни. Имею свои цели, достигаю их. Решаю все свои проблемы сам, так как опираюсь на себя
Павел Б.
33
Новосибирск
Проект Романа Винилова - это то, что нужно каждому мужчине. Здесь учат быть мужчиной и получать от жизни максимум. Мне дали рабочие инструменты для развития мужского начала, прокачки своих личных границы и созданию мощной опоры на себя - мой внутренний стержень. Жизнь стала другой. Сейчас я удивляюсь тому, как я раньше жил без этого
Саша Ф.
29
Сочи
Был страх общения с женским полом. С Романом проработали природу этого страха и нашли то, что мешало мне свободно и легко общаться с девушками. Теперь нет такой проблемы. Это не курсы пикапа. Это намного лучше и эффективнее: качественная работа над собой с современной психологией. Рабочие методики, полезные инструменты. Всё работает
Саша Р.
30
Новосибирск
Обращался по возврату бывшей девушки в сложной ситуации. Сделал много страшных ошибок. Дмитрий и Роман - эксперты проекта - помогли мне выйти из моей сложной ситуации, наладить диалог с бывшей. Теперь мы хорошо с ней общаемся, негатива нет. Есть взаимное желание снова попробовать быть вместе. При расставании было много негатива. Сейчас его нет вообще!
Сергей С.
33
Новосибирск
Жизнь преобразилась после работы в проекте Романа Винилова. Ушли обиды, страхи, переживания. Всё это мешало жить ярко и полноценное. Я стал счастливым! Мне помогли наладить отношения с родителями. Найти новых друзей. Понять смысл своей жизни и что всё в ней не просто так. Я большен не боюсь поражений и неудач. Наоборот: на всё смотрю очень позитивно
Иван У.
29
Казань
Были проблемы в отношениях. Не было понимания, как можно всё решить. Роман дал трезвый взгляд на происходящее и объяснил почему у нас возник дисбаланс и как из него выйти. Мы смогли изменить динамику отношений с негативной на позитивную. Сохранили нашу любовь. Роман показал инструменты как вообще создаётся любовь и как мужчине быть привлекательным
Евгений Ц.
28
Минск
Были проблемы в бизнесе, не мог договариваться с людьми. Частые споры и конфликты. Роман научил как грамотно себя преподнести и выстраивать диалог на равных. Как искать компромиссы и быть дружелюбным. Получил возможность научиться разбираться в людях и выстраивать взаимные дружественные связи в формате win-win. Прокачал навык ораторского выступления на публике
Никита П.
27
Хельсинки
Была задача понять какая мне девушка нужна для отношений. Какие у меня есть запросы по отношениям - чего я хочу получить. Исходя из этого во время консультирования, мы определили какая девушка мне подойдёт и где её найти. Учли характер, ценности, типаж, психологический рисунок. Отличная работа! Советую всем обращаться к Роману
Костя Б.
26
Рига
Воспользовался услугой Романа - Аудио отношений - и понял, что есть множество проблем. Неэффективное поведение, риски разрушения отношений. Роман помог стабилизировать ситуацию, и не довести её до момента, когда девушка решит меня бросить. Я стал развиваться, улучшил образ жизни, научился быть позитивным и уверенным в себе
Борис Е.
29
Вологда
Нашёл для себя наставника по поиску девушки для отношений. Никита Невский - тренер проекта - смог показать, как легко знакомиться, научил этому делу и мы нашли любовь всей моей жизни. Я прошёл личное обучение по тому, как строить гармоничные отношения, как создавать любовь, как быть привлекательным мужчиной. Ощущаю себя просто новым человеком после такой работы
Гоша П.
32
Новосибирск
Развитие меня, как мужчины под руководством Романа Винилова оказалось эффективным. Я смог решить проблему со страхами окружения, убрал социальное давление на меня. Из закрытого человека я стал открытым и уверенным. Мы проработали всё то, что мешало мне свободно общаться с людьми, находить новые знакомства и не иметь ограничений в обществе
Юрий Д.
29
Питер
Проходил интенсив для мужчин ТОЧКА ОТСЧЁТА Романа этим летом и очень остался доволен. Была цель найти себе девушку и научиться строить качественные отношения с девушкой своей мечты (именно такую и встретил на тренинге). Было много знакомств, общения, работы над собой, преодоления страхов. Я получил хорошую порцию эмоций, познакомился с успешными людьми
Иван О.
28
Тюмень
Слабость, апатия, депрессия прошли, когда мы поработали над внутренним состоянием. Создали прочные личные границы и настроили локус-контроля. Появилась уверенность в себе и ушли все сомнения, переживания внутри и прочие болезненные ощущения. В проекте Романа Винилова я получил мощные и действенные инструменты для развития своей личности

Если работа в проекте не даст вам желаемый результат, мы вернём вам деньги!

Спасибо за обращение.