Модель Кюблер-Росс: пять стадий — от отрицания до принятия
Доктор Элизабет Кюблер-Росс стала известна по всему миру и заслужила признание в медицинском сообществе за свои исследования. Одна из работ психолога стала бестселлером — книга под названием «О смерти и умирании». В ней, в частности, описана система состояний, через которые проходит человек, столкнувшийся со значительными изменениями в своей жизни, будь то деловая сфера или личная жизнь. Дело в том, что ни одно изменение не проходит бесследно. В какой-то степени что-то мы теряем навсегда. Выведенная Кюблер-Росс модель позволяет разобраться с последствиями горя. Согласно ей, человек проходит через пять стадий: отрицание > злость > торг > депрессия > принятие.
Исследование психолога показало, что перечисленные ступени — стандартная эволюция мышления для тех, кто сталкивается с трагедией. Что-то вроде самозащиты нашей психики. Этот же механизм работает не только в случае с трагическими новостями, но и со всеми значимыми изменениями в жизни. Заблуждением было бы сказать, что ступени проходятся всегда в описанном порядке — нет, довольно часто они случайны, могут длиться разное время, переноситься с разной степенью тяжести, наваливаться на человека одновременно и хаотично. Кто-то откатывается назад, снова возвращаясь к тому, что уже казалось бы пережил.
Эта схема стала довольно популярной, и большинство людей о ней слышали. Отсюда и известное заблуждение — о том, что каждый человек равномерно проходит по стадиям, достигая принятия. На самом деле все гораздо сложнее. Многие так и остаются на одной из ступеней на многие годы, не в силах идти вперед.
Отрицание
«Этого не может быть», «Это происходит сейчас не со мной, это сон», «Опять я? Почему?».
Человеку кажется, что изменения можно пережить просто отрицая то, что произошло. При нормальном течении это первая и временная реакция, которая необходима для того, чтобы преодолеть стадию неизвестности. Но пока мы в ней — делаем все, чтобы не верить в происходящее. Прячемся, как ребенок, под кроватью.
Злость
«Это случается всегда именно со мной! Где справедливость?», «Я не собираюсь с этим мириться!».
Когда все же приходится вытащить голову из песка, становится ясно, что изменения никуда не делись. Это реально случилось сейчас и именно с тобой. Тогда остается выплеснуть накопившиеся эмоции в злость — на себя или окружающих, которые могут быть виноваты в произошедшем. Иногда это безликая судьба, высшие силы (бог или космос), правительство, массоны, чужаки, люди не такие, как мы. В такие моменты человек часто зол на всех вокруг, в том числе на близких и родных. Он не задумывается о реальных причинах произошедшего, а лишь подгоняет мысли к тому, что ему сейчас выгодно — найти виноватых.
Торг
«Вот бы мне еще немного времени — я все успею…», «Господи, дай мне еще несколько лет. Я хочу увидеть, как повзрослеет мой сын».
Нормальный образ мышления того, кто получил неутешительные новости от врачей. Кажется, что есть какой-то способ отсрочить то, чего нельзя избежать. Человек ищет цену, за которую можно было бы вымолить поблажки. Это попытка сделки — с высшими силами, человеком, от которого мы зависим, или даже с самим собой. Если речь о боге, то мы обещаем ему стать лучше — взамен на то, что он изменит нашу судьбу. На службе это проявляется в том, что человек пытается как можно лучше исполнять свои обязанности, чтобы избежать, например, увольнения.
Депрессия
«Зачем пытаться что-то изменить, если я уже не буду счастлив?».
Когда становится ясно, что в торге нет никакого смысла, предстоящие изменения переходят в плоскость реальности. Человек ясно видит ту цену, которую ему предстоит заплатить. В этот момент его захлестывает депрессия, он опускает руки, теряет мотивацию и не чувствует в себе никаких сил. Особенно депрессия бросается в глаза, кода человек продолжает работать — он не способен выполнять задачи эффективно, потому что не видит смысла в своих действиях. Поэтому вполне логичным для себя выходом человек видит полную самоизоляцию.
Принятие
«Нужно смириться с тем, что произошло, и двигаться дальше. При любом раскладе все будет хорошо», «Я ничего уже не изменю, но смогу хотя бы быть готовым».
Если очевидно, что нет никакого смысла противиться переменам, постепенно приближается осознание и принятие. Здесь нет облегчения и идущего за ним счастья, скорее смирение и покорность. Только в этот момент человек может оглядеться вокруг, оценить масштабы разрушений и увидеть свет в конце тоннеля: неизвестно, что будет, когда ты его достигнешь, но очевидно, что двигаться нужно только туда. Появляется решимость смотреть в глаза самому страшному.
Некоторые люди именно в этот момент максимально раскрывают свой творческий потенциал — потому что наконец отбрасывают все, что их до этого тормозило. Человек понимает, где именно покоятся его силы и выпускает их — это лучший итог. Я уже упоминал в начале, что согласно Кюблер-Росс человек может хаотично перемещаться между ступенями. Принятие — это не победа над собой. Точнее, она может стать временной, когда новые события или собственная слабость вернет тебя в депрессию или злость. Так бывает почти у всех.
Что же заставляет человека не зависнуть на одной из ступеней и двигаться вперед? Надежда. Ее нет в списке стадий, но она очень важна, потому что может и должна быть при тебе на всех этапах. Она позволяет верить, что нас в любом случае ждет хороший исход; найти даже в самом ужасном развитии событий смысл — и пусть он сейчас неразличим, когда-то все встанет на свои места.
Это маркер, который показывает, насколько человек готов к изменениям и их последствиям. Очевидно, что и в максимально сложных жизненных неурядицах есть путь, открывающий новые возможность. Любое изменение конечно. А пережить последствия позволяет надежда или создание смысла происходящего. Если придерживаться описанной схемы, то можно научиться достигать состояния покоя в самых нелегких жизненных передрягах.
Труд Кюблер-Росс очень важен и полезен, потому что создание и обоснование модели дало тысячам людей в мире понимание: я переживаю то же самое, что и все остальные, это нормально, из этого есть выход. Ты лучше понимаешь себя и окружающих. Замечая признаки описанных пяти состояний, можно просто и логично описать поступки и мотивы многих людей. Конечно, теория не бесспорно, и существуют ее противники. Впрочем, они сходятся в том, что модель правильная, но, возможно, неполная, ведь оттенков упомянутых состояний может быть очень много. Также довольно сложно доказать, что все люди проходят через перечисленные стадии.