Самый быстрый путь к желаемому результату – делать то,

что боишься и не бояться проиграть. Только вперёд!

– Роман Винилов

Весь список статей

Обесценивание фигуры отца

«Детям нужны равноценные мама и папа»

Привет! На связи Роман Винилов!

Если вы однажды забредете на женские форумы, то удивитесь, насколько часто в современном обществе транслируется мысль: «В наличии мужа нет никакой необходимости, ребенка можно растить и в одиночку — ничего критически страшного». Есть ощущение, что идея традиционной семьи катастрофически быстро обесценивается. И, как мне кажется, началось это обесценивание именно с фигуры отца, важность которого (как и полной семьи) планомерно занижалась все последние годы.

Сказки и мультфильмы

Чтобы понять причину, далеко ходить не нужно. Можно хотя бы обратиться к массовой культуре, воспитавшей наше (и не только) поколение. Кино и мультфильмы последних нескольких десятков лет воспевают роль матери, отводя мужчине в лучшем случае второстепенную роль. Зачастую мужчина как отец вообще никак не фигурирует в сюжете и не влияет на судьбу главного героя. Основная фигура — мать, которая зачастую к тому же еще и одиночка.

Для примера можно взять практически любое детское произведение, мультфильм или даже фильм советских времен. Большинство из них будут подтверждать четкую тенденцию: образ отца намеренно обходится стороной в сюжетах для детей, которые влияют на их становление. Главный взрослый мужской персонаж большинства народных сказок — либо антигерой (Кащей), либо самодур (глупый царь), либо безвольный старик («Золотая рыбка»). Да, эти сюжеты есть не только в русских сказках, но показательно, что даже из зарубежной литературы мы берем именно то, что соответствует тенденции. Почему у Красной Шапочки нет отца, который пошел бы с ней в месте через лес, а у бабушки — деда, который защитил бы ее от серого волка?

Но старые сказки не показатель, гораздо важнее, что творится в массовой культуре, которая зародилась в 20-м веке. Детеныш мамонта, знаменитый своей детской песенкой («Песенка мамонтёнка»), потерял маму и отправился на ее поиски. При этом ни у кого даже не возникает вопроса: куда подевался мамонт-отец? Видимо, ушел к слонихе. И таких примеров огромное множество. Персонажа просто нет, как будто это закон жанра. Возможно, это потому, что в противном случае авторам пришлось бы придумывать модель семьи, которая могла бы существовать в таких обстоятельствах. В еще одном советском мультфильме «Осторожно, обезьянки!» мама-обезьяна пытается справиться со сворой детенышей, тогда как обезьяны-отца снова нет в сюжете.

Даже если отец как-то фигурирует в повествовании, его роль только подчеркивает вторичность. Папа — фигура приходящая и уходящая. Необязательное звено, которому при необходимости можно найти замену, или — обойтись без него. Мама — сакральное слово, обладающее всеми признаками божественного начала.

Иногда главный герой мультфильма находит своеобразного заменителя отца пока настоящий занят своими делами. Так случилось с Малышом, к которому наведывался странный персонаж по имени Карлсон. Не будем говорить о том, насколько двусмысленно сегодня выглядит сюжет, в котором маленький мальчик общается со взрослым мужчиной. Вспомним, что в это время делает его настоящий отец: курит, читает газету и спит с мамой в разных комнатах. Хорошо, возможно, последнее — это норма в Швеции, но очень уж гладко такой персонаж ложится в типичный психотип, бытующий в то время на советских экранах. Кстати, сам Карлсон — это, скорее всего, воображаемый друг мальчика. И в этом смысле нехватка участия отца в воспитании кажется еще более трагической.

А что мама? Даже если она изображается не самой образцовой — как в том же «Малыше и Карлсоне» — ее фигура все равно не выглядит отрицательной. Ведь мама — это святое.

Конечно, стоит понимать, в какой стране мы живем. Возможно, художники и сценаристы исключали пап из повествования не специально, а лишь потому, что сами привыкли к такому. Не секрет, что наша страна пережила в 20-м веке сразу несколько катастроф, из-за которых сильно сократилось население — в особенности мужское. В какой-то момент сиротство стало настолько массовой проблемой, что требовало решительных мер от государства. Целые поколения вырастали в неполных семьях, дети теряли отцов или даже обоих родителей. Возможно, отец как герой затерялся в искусстве именно поэтому — просто некого описывать.

Отцы, воспитывающие детей в одиночку, зачастую вообще ничего не решают. У них либо глупые, либо независимые дети, которые плевать хотели на мнение папочки. Такой отец на отпускает дочь на приключения, а она сбегает к бременским музыкантом или на левитирующем корабле. Абсолютная беспомощность и отсутствие авторитета у предка. Отец принцессы (король) вообще чаще всего весьма комичный персонаж.

В сказке «Аленький цветочек» отец-купец вроде бы положительный персонаж — собирается привезти дочерям все, что они пожелают. Очевидно, он души в них не чает и балует. Вот только когда он сталкивается с цветком, оказывается, что сорвать его было преступлением, карающимся смертью. Отец не хочет умирать и рассказывает, что цветок предназначен дочери. Тогда чудовище предлагает сделку — жизнь взамен на одну из дочерей. Отец, конечно, горюет, но, видимо, жить хочет чуть больше. Согласитесь, отнюдь не героический поступок со стороны папы.

Здесь речь идет о зажиточном купце, а в предыдущих примерах упоминались монархи. Конечно, в русском фольклоре очень часто высмеивались богачи и правители, но можно ли оправдать характеры героев только этим? Скорее всего, нет. Благородных правителей в сказках было много, но в сюжете тема отцовства обычно опускалась. Вероятно, сама история о том, как мужчина успешно участвует в воспитании детей, не интересна или не востребована.

Можно еще вспомнить Буратино, отец которого явно имел какие-то проблемы с противоположным полом, а потому вынужден был выстрогать себе сына. Который, впрочем, очень быстро отправился на собственные приключения, позабыв про папу.

Немного обобщим ролевые модели горе-отцов из фольклора и профессионального творчества:

  • Спившийся неудачник. Агрессивный или депрессивный алкоголик.
  • Жесткий тиран, наносящий душевные травмы и неоправданно жестокий по отношению к детям и матери.
  • Папа просто пропал, куда — не понятно. Видимо, бросил маму и ребенка.
  • Криворукий недотепа. Ничего не умеет и постоянно попадает в трудные ситуации.
  • Слабохарактерный подкаблучник, у которого волевая и жесткая жена (обычно — мачеха для одного из детей), обижающая приемного ребенка.

Когда в произведении встречается положительный отец, у него часто бывают другого рода проблемы. Обычно это не до конца повзрослевший мужчина, живущий в тени своей супруги. Он бежит от ответственности, но нравится детям, потому что разрешает озорничать и поощряет вседозволенность. Взять, например, отца Дяди Федора из «Простоквашино». Типаж очень похож на отца Малыша из «Карлсона». Но в этой истории отец полностью подчинен матери, а своего сына он с легкостью отпускает жить в деревню в сопровождении небольшого зоопарка. Звери заменяют Дяде Федору друзей и семью. А на легкомысленную маму никто не навешивает ярлык кукушки.

Чему учит папа?

Считается, что мама — это человек, который делает абсолютно все, а папа — только если 10 раз напомнят, и то плохо. С мамой ребенок учится всему, а папа обычно может показать только какую-то опасную для жизни глупость — поджигать петарды и обливаться из шланга.

Как я уже говорил выше, образ мамы в массовой культуре зачастую незаслуженно и преувеличенно хороший. В этом не было бы ничего плохого, если бы утрирование не происходило за счет приношения в жертву образа отца. Попробуйте отыскать в массовой культуре и фольклоре хотя бы несколько примеров принижения образа матери. Рискну предположить, что таких не существует.

Даже если в повествовании присутствует женщина, регулярно принижаемая мужем-тираном, ее фигура крайне положительна и провоцирует в читателе/зрителе только справедливое сопереживание. При иных раскладах мать изображается авторитетно.

Старые мультфильмы — это еще и песни, которые живут намного дольше. Песни поют в садиках, включают дома на «Алисе», разучиваются наизусть. Одна из самых известных детских песен — из мультфильма «Умка» («Ложкой снег мешая»). Там не поется ни про маму, ни про папу — потому что это колыбельная, которую, конечно же, поет медведица. Ее сын, медвежонок, познакомился с людьми на полярной станции. И именно они стали для него источником приключений. Не папа-медведь, а люди. Папы в мультике вообще нет.

Если мы обратимся к детским песням, то обнаружим, что большинство из них воспевают именно маму. Папа же в них либо просто отсутствует, либо упоминается в сравнении с мамой, безусловно проигрывая ей: «Папа может все, что угодно, только мамой не может быть». И упомянутая песня как могла быть исключением, ведь в ней упоминаются многочисленные (хоть и сомнительные) умения отца, — «…плавать брасом, спорить басом…» — которые в конце каждого куплета хлестким панчлайном добиваются исключительным и незаменимым статусом матери. И это единственный пример, который всплывает в памяти. Остальные песни — хотя бы из того же вышеупомянутого мультфильма про мамонтенка — только о маме.

Меня не пугают ни волны, ни ветер, —
Плыву я к единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
«Я здесь, я приехал!», — я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу…

Пусть мама услышит,
Пусть мама придёт,
Пусть мама меня непременно найдёт!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.

В этой детской песенке нет ни единого упоминания папы. Хотя чего удивляться, если сам мультфильм называется «Мама для мамонтенка». Но если задуматься, то речь о ребенке-сироте (кстати, сама песня сегодня является официальным гимном детских домов в России). По сюжету его мама (как, собственно, и папа) давно вымерли, и он в конце находит новую семью в Африке — мамой становится слониха. Папы-слона снова нет. Сиротам, как и всем детям, нужны не только мамы, но и папы.

Мама — первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.

Мама объявлена безусловно главной в жизни каждого человека. Именно она подарила мир, а папа в этом подарке никак не участвовал.

Из этой же песни:

Так бывает ночью
Бессонною
Мама потихоньку
Всплакнёт,
Как там дочка,
Как там сынок её,
Лишь под утро
Мама уснёт.

Видимо, отец в этот момент спокойно спит и не переживает. Конечно, вы же ни разу не видели разъяренных отцов, которые за дочь убить готово и прожигают глазами каждого ее кавалера, пока мамы-свекрови души не чают в мужьях дочерей, даже если те — полные моральные уроды.

Так бывает,
Если случится вдруг,
В доме вашем горе-беда,
Мама, самый лучший
Надёжный друг,
Будет с вами
Рядом всегда.

Попа, конечно, не будет. Он не надежный. Видимо, беда — это его скоропостижная смерть накануне пенсии.

Лучше папы друга нет, поверьте,
Рядом и в кино, и на концерте,
Даже в зоопарк не интересно
Без него идти.
И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.

В песне про папу всегда упоминается мама. «Мы решили» — это как? А если бы не решили? И почему это решил не ребенок, а он вместе с мамой? Не потому ли, что во власти мамы настроить детей против отца и наоборот?

Общество

Но хуже всего дела обстоят в обществе. Культура хоть иногда старается обходить сложные вопросы элегантно. Попробуйте поднять вопросы сегодняшней статьи в обществе женщин — вас уничтожат. Попробуйте вклиниться в решение вопросов, которыми в садике занимаются мамы и воспитательницы — вас даже слушать не станут. На родительском собрании в школе вы будете, скорее всего, не замечены.

О вас вспомнят только 23 февраля — когда дети в детском саду слепят из пластилина танки и самолеты, на которых вы должны умирать за Родину.

Вообще, символ семьи — мама и ребенок. Это можно увидеть в социальной рекламе. Но речь заходит о рекламе продуктов, там неожиданно появляется добряк-папа, которого любят и ценят (хотя и там частенько над мужским образом подтрунивают). А все почему? Потому что кошелек — как раз у папы, и деньги платит именно он.

Из-за всего вышеперечисленного отношение к отцовству в нашей стране крайне плохое. Мужчина всегда в чем-то виноват, и, кажется, это тянется еще с детского садика. Девочки — принцессы и умницы, мальчики — неряхи и хулиганы.

Мы часто говорим о демографическом кризисе и кризисе семьи. Все члены общества должны быть заинтересованы в том, чтобы семьи были полными и полноценными. Нужно, чтобы мужчина чувствовал себя нужным и важным — так, как это происходит у мам. Посмотрите, насколько повышается статус девушки, когда она рожает — это уважение со стороны. Но для мужчины ничего не меняется. Как будто речь идет о совсем не почетной должности, которая никому и даром не сдалась. Детям нужны равноценные мама и папа.


Роман Винилов

Роман Винилов
Основатель проекта, психолог и коуч

Что ещё говорят люди, которые прошли обучение?

Иван У.
29
Казань
Были проблемы в отношениях. Не было понимания, как можно всё решить. Роман дал трезвый взгляд на происходящее и объяснил почему у нас возник дисбаланс и как из него выйти. Мы смогли изменить динамику отношений с негативной на позитивную. Сохранили нашу любовь. Роман показал инструменты как вообще создаётся любовь и как мужчине быть привлекательным
Роман Р.
33
Москва
Первый раз пришел к Роману с конкретной проблемой, и уже на следующий день после консультации появились первые признаки преодоления сложностей. Проблема была в бизнесе: страх лидерства и руководства командой. Роман помог понять в чём причины проблемы и показал, как их можно исправить. Я прокачал навыки коммуникации, управления группой людей
Сергей С.
33
Новосибирск
Жизнь преобразилась после работы в проекте Романа Винилова. Ушли обиды, страхи, переживания. Всё это мешало жить ярко и полноценное. Я стал счастливым! Мне помогли наладить отношения с родителями. Найти новых друзей. Понять смысл своей жизни и что всё в ней не просто так. Я большен не боюсь поражений и неудач. Наоборот: на всё смотрю очень позитивно
Сергей Ф.
31
Самара
Консультация прошла в очень комфортной обстановке. Меня выслушали и дали качественную обратную связь. Я получил ответы на все свои вопросы и, самое главное, чёткое виденье решение своей проблемы. После консультации у меня всё наладилось в работе и личных делах. Моя проблема былв в страхе выйти за рамку комфорта. Детально проработали мой жизненный сценарий
Саша Ф.
29
Сочи
Был страх общения с женским полом. С Романом проработали природу этого страха и нашли то, что мешало мне свободно и легко общаться с девушками. Теперь нет такой проблемы. Это не курсы пикапа. Это намного лучше и эффективнее: качественная работа над собой с современной психологией. Рабочие методики, полезные инструменты. Всё работает
Павел Б.
33
Новосибирск
Проект Романа Винилова - это то, что нужно каждому мужчине. Здесь учат быть мужчиной и получать от жизни максимум. Мне дали рабочие инструменты для развития мужского начала, прокачки своих личных границы и созданию мощной опоры на себя - мой внутренний стержень. Жизнь стала другой. Сейчас я удивляюсь тому, как я раньше жил без этого
Евгений Л.
34
Сызрань
Жизнь казалась скучной. Внутри была тревога. Обратился к психологу Роману по своим страхам и трудностям в развитии. Уже в процессе консультирования внутри меня что-то поменялось. У меня пропали уныние и апатия, стал чувствовать себя легко и свободно. За несколько консультаций мы добились хороших результатов - качественные внутренние изменения во мне
Борис Е.
29
Вологда
Нашёл для себя наставника по поиску девушки для отношений. Никита Невский - тренер проекта - смог показать, как легко знакомиться, научил этому делу и мы нашли любовь всей моей жизни. Я прошёл личное обучение по тому, как строить гармоничные отношения, как создавать любовь, как быть привлекательным мужчиной. Ощущаю себя просто новым человеком после такой работы
Никита П.
27
Хельсинки
Была задача понять какая мне девушка нужна для отношений. Какие у меня есть запросы по отношениям - чего я хочу получить. Исходя из этого во время консультирования, мы определили какая девушка мне подойдёт и где её найти. Учли характер, ценности, типаж, психологический рисунок. Отличная работа! Советую всем обращаться к Роману
Иван О.
28
Тюмень
Слабость, апатия, депрессия прошли, когда мы поработали над внутренним состоянием. Создали прочные личные границы и настроили локус-контроля. Появилась уверенность в себе и ушли все сомнения, переживания внутри и прочие болезненные ощущения. В проекте Романа Винилова я получил мощные и действенные инструменты для развития своей личности
Никита Н.
31
Новосибирск
В 2009 году попал на обучение к Роману. Дальше пошёл мой эффективный рост: преодолел свои страхи, понял чего хочу от жизни. Нашёл девушку своей мечты. И теперь работаю в команде самого Романа. Моё развитие стало эффективным и тепеь я точно понимаю чего хочу от жизни. Имею свои цели, достигаю их. Решаю все свои проблемы сам, так как опираюсь на себя
Евгений Ц.
28
Минск
Были проблемы в бизнесе, не мог договариваться с людьми. Частые споры и конфликты. Роман научил как грамотно себя преподнести и выстраивать диалог на равных. Как искать компромиссы и быть дружелюбным. Получил возможность научиться разбираться в людях и выстраивать взаимные дружественные связи в формате win-win. Прокачал навык ораторского выступления на публике
Саша Р.
30
Новосибирск
Обращался по возврату бывшей девушки в сложной ситуации. Сделал много страшных ошибок. Дмитрий и Роман - эксперты проекта - помогли мне выйти из моей сложной ситуации, наладить диалог с бывшей. Теперь мы хорошо с ней общаемся, негатива нет. Есть взаимное желание снова попробовать быть вместе. При расставании было много негатива. Сейчас его нет вообще!
Костя Б.
26
Рига
Воспользовался услугой Романа - Аудио отношений - и понял, что есть множество проблем. Неэффективное поведение, риски разрушения отношений. Роман помог стабилизировать ситуацию, и не довести её до момента, когда девушка решит меня бросить. Я стал развиваться, улучшил образ жизни, научился быть позитивным и уверенным в себе
Юрий Д.
29
Питер
Проходил интенсив для мужчин ТОЧКА ОТСЧЁТА Романа этим летом и очень остался доволен. Была цель найти себе девушку и научиться строить качественные отношения с девушкой своей мечты (именно такую и встретил на тренинге). Было много знакомств, общения, работы над собой, преодоления страхов. Я получил хорошую порцию эмоций, познакомился с успешными людьми
Гоша П.
32
Новосибирск
Развитие меня, как мужчины под руководством Романа Винилова оказалось эффективным. Я смог решить проблему со страхами окружения, убрал социальное давление на меня. Из закрытого человека я стал открытым и уверенным. Мы проработали всё то, что мешало мне свободно общаться с людьми, находить новые знакомства и не иметь ограничений в обществе

Мы работаем строго на результат и создаём все условия для достижения цели клиента!

Спасибо за обращение.