Обесценивание фигуры отца
«Детям нужны равноценные мама и папа»
Привет! На связи Роман Винилов!
Если вы однажды забредете на женские форумы, то удивитесь, насколько часто в современном обществе транслируется мысль: «В наличии мужа нет никакой необходимости, ребенка можно растить и в одиночку — ничего критически страшного». Есть ощущение, что идея традиционной семьи катастрофически быстро обесценивается. И, как мне кажется, началось это обесценивание именно с фигуры отца, важность которого (как и полной семьи) планомерно занижалась все последние годы.
Сказки и мультфильмы
Чтобы понять причину, далеко ходить не нужно. Можно хотя бы обратиться к массовой культуре, воспитавшей наше (и не только) поколение. Кино и мультфильмы последних нескольких десятков лет воспевают роль матери, отводя мужчине в лучшем случае второстепенную роль. Зачастую мужчина как отец вообще никак не фигурирует в сюжете и не влияет на судьбу главного героя. Основная фигура — мать, которая зачастую к тому же еще и одиночка.
Для примера можно взять практически любое детское произведение, мультфильм или даже фильм советских времен. Большинство из них будут подтверждать четкую тенденцию: образ отца намеренно обходится стороной в сюжетах для детей, которые влияют на их становление. Главный взрослый мужской персонаж большинства народных сказок — либо антигерой (Кащей), либо самодур (глупый царь), либо безвольный старик («Золотая рыбка»). Да, эти сюжеты есть не только в русских сказках, но показательно, что даже из зарубежной литературы мы берем именно то, что соответствует тенденции. Почему у Красной Шапочки нет отца, который пошел бы с ней в месте через лес, а у бабушки — деда, который защитил бы ее от серого волка?
Но старые сказки не показатель, гораздо важнее, что творится в массовой культуре, которая зародилась в 20-м веке. Детеныш мамонта, знаменитый своей детской песенкой («Песенка мамонтёнка»), потерял маму и отправился на ее поиски. При этом ни у кого даже не возникает вопроса: куда подевался мамонт-отец? Видимо, ушел к слонихе. И таких примеров огромное множество. Персонажа просто нет, как будто это закон жанра. Возможно, это потому, что в противном случае авторам пришлось бы придумывать модель семьи, которая могла бы существовать в таких обстоятельствах. В еще одном советском мультфильме «Осторожно, обезьянки!» мама-обезьяна пытается справиться со сворой детенышей, тогда как обезьяны-отца снова нет в сюжете.
Даже если отец как-то фигурирует в повествовании, его роль только подчеркивает вторичность. Папа — фигура приходящая и уходящая. Необязательное звено, которому при необходимости можно найти замену, или — обойтись без него. Мама — сакральное слово, обладающее всеми признаками божественного начала.
Иногда главный герой мультфильма находит своеобразного заменителя отца пока настоящий занят своими делами. Так случилось с Малышом, к которому наведывался странный персонаж по имени Карлсон. Не будем говорить о том, насколько двусмысленно сегодня выглядит сюжет, в котором маленький мальчик общается со взрослым мужчиной. Вспомним, что в это время делает его настоящий отец: курит, читает газету и спит с мамой в разных комнатах. Хорошо, возможно, последнее — это норма в Швеции, но очень уж гладко такой персонаж ложится в типичный психотип, бытующий в то время на советских экранах. Кстати, сам Карлсон — это, скорее всего, воображаемый друг мальчика. И в этом смысле нехватка участия отца в воспитании кажется еще более трагической.
А что мама? Даже если она изображается не самой образцовой — как в том же «Малыше и Карлсоне» — ее фигура все равно не выглядит отрицательной. Ведь мама — это святое.
Конечно, стоит понимать, в какой стране мы живем. Возможно, художники и сценаристы исключали пап из повествования не специально, а лишь потому, что сами привыкли к такому. Не секрет, что наша страна пережила в 20-м веке сразу несколько катастроф, из-за которых сильно сократилось население — в особенности мужское. В какой-то момент сиротство стало настолько массовой проблемой, что требовало решительных мер от государства. Целые поколения вырастали в неполных семьях, дети теряли отцов или даже обоих родителей. Возможно, отец как герой затерялся в искусстве именно поэтому — просто некого описывать.
Отцы, воспитывающие детей в одиночку, зачастую вообще ничего не решают. У них либо глупые, либо независимые дети, которые плевать хотели на мнение папочки. Такой отец на отпускает дочь на приключения, а она сбегает к бременским музыкантом или на левитирующем корабле. Абсолютная беспомощность и отсутствие авторитета у предка. Отец принцессы (король) вообще чаще всего весьма комичный персонаж.
В сказке «Аленький цветочек» отец-купец вроде бы положительный персонаж — собирается привезти дочерям все, что они пожелают. Очевидно, он души в них не чает и балует. Вот только когда он сталкивается с цветком, оказывается, что сорвать его было преступлением, карающимся смертью. Отец не хочет умирать и рассказывает, что цветок предназначен дочери. Тогда чудовище предлагает сделку — жизнь взамен на одну из дочерей. Отец, конечно, горюет, но, видимо, жить хочет чуть больше. Согласитесь, отнюдь не героический поступок со стороны папы.
Здесь речь идет о зажиточном купце, а в предыдущих примерах упоминались монархи. Конечно, в русском фольклоре очень часто высмеивались богачи и правители, но можно ли оправдать характеры героев только этим? Скорее всего, нет. Благородных правителей в сказках было много, но в сюжете тема отцовства обычно опускалась. Вероятно, сама история о том, как мужчина успешно участвует в воспитании детей, не интересна или не востребована.
Можно еще вспомнить Буратино, отец которого явно имел какие-то проблемы с противоположным полом, а потому вынужден был выстрогать себе сына. Который, впрочем, очень быстро отправился на собственные приключения, позабыв про папу.
Немного обобщим ролевые модели горе-отцов из фольклора и профессионального творчества:
- Спившийся неудачник. Агрессивный или депрессивный алкоголик.
- Жесткий тиран, наносящий душевные травмы и неоправданно жестокий по отношению к детям и матери.
- Папа просто пропал, куда — не понятно. Видимо, бросил маму и ребенка.
- Криворукий недотепа. Ничего не умеет и постоянно попадает в трудные ситуации.
- Слабохарактерный подкаблучник, у которого волевая и жесткая жена (обычно — мачеха для одного из детей), обижающая приемного ребенка.
Когда в произведении встречается положительный отец, у него часто бывают другого рода проблемы. Обычно это не до конца повзрослевший мужчина, живущий в тени своей супруги. Он бежит от ответственности, но нравится детям, потому что разрешает озорничать и поощряет вседозволенность. Взять, например, отца Дяди Федора из «Простоквашино». Типаж очень похож на отца Малыша из «Карлсона». Но в этой истории отец полностью подчинен матери, а своего сына он с легкостью отпускает жить в деревню в сопровождении небольшого зоопарка. Звери заменяют Дяде Федору друзей и семью. А на легкомысленную маму никто не навешивает ярлык кукушки.
Чему учит папа?
Считается, что мама — это человек, который делает абсолютно все, а папа — только если 10 раз напомнят, и то плохо. С мамой ребенок учится всему, а папа обычно может показать только какую-то опасную для жизни глупость — поджигать петарды и обливаться из шланга.
Как я уже говорил выше, образ мамы в массовой культуре зачастую незаслуженно и преувеличенно хороший. В этом не было бы ничего плохого, если бы утрирование не происходило за счет приношения в жертву образа отца. Попробуйте отыскать в массовой культуре и фольклоре хотя бы несколько примеров принижения образа матери. Рискну предположить, что таких не существует.
Даже если в повествовании присутствует женщина, регулярно принижаемая мужем-тираном, ее фигура крайне положительна и провоцирует в читателе/зрителе только справедливое сопереживание. При иных раскладах мать изображается авторитетно.
Старые мультфильмы — это еще и песни, которые живут намного дольше. Песни поют в садиках, включают дома на «Алисе», разучиваются наизусть. Одна из самых известных детских песен — из мультфильма «Умка» («Ложкой снег мешая»). Там не поется ни про маму, ни про папу — потому что это колыбельная, которую, конечно же, поет медведица. Ее сын, медвежонок, познакомился с людьми на полярной станции. И именно они стали для него источником приключений. Не папа-медведь, а люди. Папы в мультике вообще нет.
Если мы обратимся к детским песням, то обнаружим, что большинство из них воспевают именно маму. Папа же в них либо просто отсутствует, либо упоминается в сравнении с мамой, безусловно проигрывая ей: «Папа может все, что угодно, только мамой не может быть». И упомянутая песня как могла быть исключением, ведь в ней упоминаются многочисленные (хоть и сомнительные) умения отца, — «…плавать брасом, спорить басом…» — которые в конце каждого куплета хлестким панчлайном добиваются исключительным и незаменимым статусом матери. И это единственный пример, который всплывает в памяти. Остальные песни — хотя бы из того же вышеупомянутого мультфильма про мамонтенка — только о маме.
Меня не пугают ни волны, ни ветер, —
Плыву я к единственной маме на свете.Скорей до земли я добраться хочу,
«Я здесь, я приехал!», — я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу…Пусть мама услышит,
Пусть мама придёт,
Пусть мама меня непременно найдёт!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
В этой детской песенке нет ни единого упоминания папы. Хотя чего удивляться, если сам мультфильм называется «Мама для мамонтенка». Но если задуматься, то речь о ребенке-сироте (кстати, сама песня сегодня является официальным гимном детских домов в России). По сюжету его мама (как, собственно, и папа) давно вымерли, и он в конце находит новую семью в Африке — мамой становится слониха. Папы-слона снова нет. Сиротам, как и всем детям, нужны не только мамы, но и папы.
Мама — первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
Мама объявлена безусловно главной в жизни каждого человека. Именно она подарила мир, а папа в этом подарке никак не участвовал.
Из этой же песни:
Так бывает ночью
Бессонною
Мама потихоньку
Всплакнёт,
Как там дочка,
Как там сынок её,
Лишь под утро
Мама уснёт.
Видимо, отец в этот момент спокойно спит и не переживает. Конечно, вы же ни разу не видели разъяренных отцов, которые за дочь убить готово и прожигают глазами каждого ее кавалера, пока мамы-свекрови души не чают в мужьях дочерей, даже если те — полные моральные уроды.
Так бывает,
Если случится вдруг,
В доме вашем горе-беда,
Мама, самый лучший
Надёжный друг,
Будет с вами
Рядом всегда.
Попа, конечно, не будет. Он не надежный. Видимо, беда — это его скоропостижная смерть накануне пенсии.
Лучше папы друга нет, поверьте,
Рядом и в кино, и на концерте,
Даже в зоопарк не интересно
Без него идти.
И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.
В песне про папу всегда упоминается мама. «Мы решили» — это как? А если бы не решили? И почему это решил не ребенок, а он вместе с мамой? Не потому ли, что во власти мамы настроить детей против отца и наоборот?
Общество
Но хуже всего дела обстоят в обществе. Культура хоть иногда старается обходить сложные вопросы элегантно. Попробуйте поднять вопросы сегодняшней статьи в обществе женщин — вас уничтожат. Попробуйте вклиниться в решение вопросов, которыми в садике занимаются мамы и воспитательницы — вас даже слушать не станут. На родительском собрании в школе вы будете, скорее всего, не замечены.
О вас вспомнят только 23 февраля — когда дети в детском саду слепят из пластилина танки и самолеты, на которых вы должны умирать за Родину.
Вообще, символ семьи — мама и ребенок. Это можно увидеть в социальной рекламе. Но речь заходит о рекламе продуктов, там неожиданно появляется добряк-папа, которого любят и ценят (хотя и там частенько над мужским образом подтрунивают). А все почему? Потому что кошелек — как раз у папы, и деньги платит именно он.
Из-за всего вышеперечисленного отношение к отцовству в нашей стране крайне плохое. Мужчина всегда в чем-то виноват, и, кажется, это тянется еще с детского садика. Девочки — принцессы и умницы, мальчики — неряхи и хулиганы.
Мы часто говорим о демографическом кризисе и кризисе семьи. Все члены общества должны быть заинтересованы в том, чтобы семьи были полными и полноценными. Нужно, чтобы мужчина чувствовал себя нужным и важным — так, как это происходит у мам. Посмотрите, насколько повышается статус девушки, когда она рожает — это уважение со стороны. Но для мужчины ничего не меняется. Как будто речь идет о совсем не почетной должности, которая никому и даром не сдалась. Детям нужны равноценные мама и папа.